Александр Дюков: В таджикских учебниках истории Россия – оккупант
Решил я посмотреть, как преподают историю в российско-тажикских средних школах.
Кто не знает – это школы с обучением на русском языке, действующие в Таджикистане за счет российского бюджета; предполагается, что выпускники этих школ будут лучше готовы к интеграции в российское общество. Но гладко было на бумаге, потому что… в программе учебного курса по истории таджикского народа говорится о российской оккупации.
Из программы учебного курса мы узнаем, что сначала было нашествие царской России, потом оккупация, потом колониальный период и антиколониальная борьба.
Это программа курса в российско-таджикской школе, которая ведет образование по федеральным государственным образовательным стандартам России. Но предмет “История таджикского народа” отдали местным – и сразу на уровне школьного образования получили “российскую оккупацию”.
Ведь нет абсолютно никаких сомнений, что прослушав рассказы про российскую оккупацию и колониализм, выпускники будут прекрасно интегрироваться в российское общество.
Отличный план, надежный, как швейцарские часы.
Вообще история про то, как в финансируемых Россией и построенных на российские деньги русских школах в Таджикистане дети учат про российскую оккупацию и колониализм, – это про то, о чем я говорю уже лет пятнадцать с гаком, в 99% случаев в пустоту.
О том, что у нас отсутствуют специализированные научные центры по истории постсоветских стран, которые бы видели, что там происходит с историческими нарративами на местах и могли бы произвести наши исторические нарративы, без всякой “российской оккупации”.
Но ведь это не нужно, зачем мы будем тратить деньги на специализированные научные исследовательские структуры. А научная экспертиза в большинстве случаев у нас это говорящие по темнику головы на ток-шоу.
Кстати, с сайта РТ СОШ г. Бохтар им. М.В. Ломоносова убрали рабочую программу “Истории таджикского народа”, в которой говорится о “российской оккупаци”, но вы можете скачать ее здесь.
Не программу надо убирать, а директора СОШ, ее утвердившего, и методический совет СОШ.
Чтобы ни у одного российского чиновника, увидевшего слово “российская оккупация” и “российский колониализм” не поднималась рука завизировать этот бред.
Александр Дюков, Член комиссии Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, директор фонда “Историческая память”, научный сотрудник Института российской истории РАН