Зейнал Алиев: Будущее ближе, чем нам кажется
Я родился и вырос в простой работящей семье. Да и жил обычной жизнью: учился, работал, женился… Вот только место рождения оказалось не совсем обычным. Нагорный Карабах.
Рано уехал из дома. Трудился в Сибири. Встретил там чудесную девушку Женю. Состоялся вроде экзотический брак – эвенка с Крайнего Севера и азербайджанец с самого юга страны. Но тогда это было в порядке вещей – Родина у нас была одна – бескрайний Союз. Эту большую свою Родину мы бесспорно любили и уважали. Как и помнили, любили и обожали свои родные очаги.
Родители меня нарекли Зейналом. Так обозначают человека красивых поступков. До сих пор боюсь опорочить это имя. Наверное, не всегда удается, но стараюсь. Тело мамы Чичак Аскер Кызы я искал после войны почти месяц. Пробрался в родные места сразу, как только узнал о ее гибели. Так и не нашел. Только пообещал ее памяти жить достойно. Это всё, что я мог сделать…
Да, никогда не имел отношения к политике. Не избирался, не руководил, не командовал. Ну, кроме бригады своих строителей. Но всегда пытался анализировать, понимать жизнь и окружающий мир.
Я не случайно уехал в свое время из родного Карабаха. Уже тогда стало тревожно. Школы стали разделять на две половинки. Прямо посреди перегораживали грубыми досками здание на армянские и азербайджанские классы.
Детские спортивные школы тоже разделяли футбольные команды по национальному признаку. И маленькие футболисты, и их родители-болельщики на стадионе учились болеть только за своих и ненавидеть соперников.
Дома культуры стали формировать кружки по тому же признаку. Дошло до того, что популярные тогда кружки «кройки и шитья» разделяли на армянские и азербайджанские…
У меня, тогда совсем молодого человека, возникла крамольная мысль, что на моей малой родине, отрабатывается модель разрушения Родины большой. Так, фактически, и произошло…
Почему я вспомнил эти давние уже годы? По двум причинам.
Во-первых, я с воодушевлением и надеждой воспринял заявку Азербайджана на вступление в БРИКС. Надеюсь, что на встрече в Казани глав этой организации, она будет принята.
И у меня в голове опять поселилась крамольная мысль. «Крамольная» в том смысле, что мне, простому строителю, наверное не по чину думать о таких «высоких материях». Пусть я и однофамилец азербайджанского лидера.
Так вот.
Может быть, там, где фактически начался распад великой цивилизации, возникнут дополнительные силы для консолидации нового сообщества уважающих друг друга народов?
Может быть, прошло уже время «разбрасывать камни» и пришел момент их собирать?
Может быть, и граждане, и руководители родных мне стран в полной мере осознали, что взаимодействие, сотрудничество и близость людей куда важнее их взаимной ненависти, отчуждения и неприятия?
Может, правильно учили меня преподаватели физики еще в советской ходжалинской школе о том, что центробежные и центростремительные тенденции взаимодополняют друг друга?
Мы, выходцы из Азербайджана и при этом граждане России, сделаем все, чтобы подобное стремление подкреплялось и усиливалось. Пусть политики только подскажут, что нам простым людям еще делать в этом плане.
Тем более в новых условиях, когда Азербайджан становится необходимым для РФ геополитическим звеном важнейших транзитов в Иран, Китай, Индию.
Кстати говоря, мои былые земляки это в полной мере понимают и, очевидно, поэтому открывают у себя все новые русские школы. Спасибо Мехрибан Алиевой, которая курирует этот процесс.
Во-вторых, хотел бы сказать, что в любой сфере деятельности можно найти возможность своего посильного участия в улучшении и облагораживании окружающего мира.
Много лет занимаюсь строительными работами. Сейчас вот тружусь в степном Крыму. Природа очень похожа на карабахскую. Предпочитаю брать для своей небольшой и многонациональной команды социальные объекты. Прежде всего клубы, общеобразовательные и спортивные школы.
Стараемся не подводить заказчиков по качеству работы и срокам. Я выше рассказал с чего начиналась беда в Карабахе. Конечно, здесь и близкого ничего нет. Здорово видеть, как в наших бывших «объектах» учатся, тренируются, отдыхают ребятишки всех по крови национальностей – русские, армяне, татары, азербайджанцы, украинцы…
Ни намека на разделение, обособление, тем более, взаимную неприязнь. В этом сила и величие России!
У меня даже есть маленькая мечта сделать за свой счет перед каждым зданием небольшой фонтан. Там, где я рос, фонтан считался символом жизни, здоровья и активности. В этом вижу залог будущего страны.
Вот только, иногда меня тревожит то, что возникают некие персоны, которые даже на нашем районном уровне пытаются помешать работе.
Может, во мне говорит мнительность, связанная с прошлым печальным опытом. Именно поэтому я пока и не называю конкретные имена. Дай Бог мне ошибиться здесь – на местном уровне – и не ошибиться в моих моих больших ожиданиях.
Но будущее ближе, чем мы думаем и оно все расставит по своим местам.