Сергей Милокумов: Оливки для Республики
Так сложилось, что уникальная во всех отношениях страна Италия, впервые объединившаяся как Сардинское королевство в апреле 1861 года, незримыми нитями событий и исторических имен на протяжении веков была связана с Россией, с ее историческим югом – с Крымом-Тавридой, если удобно.
Именно в XIII-XIV веках история полуострова Крым была не отделима от торговых отношений с Генуей, Венецией и Пизой. В Судаке итальянское купечество открывало торговые дома, самый известный из которых, принадлежал венецианцу Матео Поло, то ли отцу, то ли дяде известного путешественника Марко Поло, автора знаменитой «Книги о разнообразии мира».
По геральдическим плитам, вмурованным в стены Судакской крепости, и сегодня можно изучать семейные хитросплетения древних родов. Пожалуй, один из самых сохранившихся – герб с датировкой 1468 года известной семьи Кальви из Ривьеры Поненте, к которой принадлежал и род консула Генуэзской крепости Бернардо Амико, а Антонио Кальви, кстати, был в это же время губернатором Корсики.
Это было славное время взаимопроникновения товаров, технологий и культур. Именно генуэзцы привезли лучшие образцы оливковых деревьев из Сардинии, ставшие сегодня неотъемлемой частью крымского пейзажа. Однако, спустя почти четыреста лет несколько судов с драгоценным грузом аборигенных сортов в кадках были доставлены на историческую родину. У этого проекта есть автор – легендарный и неподражаемый Джузеппе Гарибальди. Необходимо отметить, что в неспокойной биографии Джузеппе нашлось место и для русского следа. Гарибальди был частым гостем на южном берегу Крыма и в портах Азова. Именно в Таганроге, в 1833 году Гарибальди познакомился с Джовани Баттиста Кунео и стал членом общества «Молодая Италия». Это определило всю дальнейшую жизнь-борьбу самого знаменитого в мире итальянца Джузеппе Гарибальди за объединение Италии и установление республики, а уж после – интерес к сельскохозяйственным проектам.
Спустя годы странствий и борьбы, Гарибальди, поселившись у северного побережья Сардинии на острове Капрера, после гибели оливковых рощ от зимних морозов 1870-1871 гг., обратился к российскому императору Александру II с просьбой переселить обратно из Крыма в Сардинию аборигенные сорта олив. По указу императора просьба была удовлетворена, а веточка оливы после второй мировой войны заняла свое достойное место на гербе Италии.
Россия помогала не только с возрождением олив. В 1799 году Россия боролась за освобождение Италии от французской оккупации, о чем свидетельствует памятник прославленному русскому полководцу фельдмаршалу графу Александру Васильевичу Суворову в Ломелло. К слову сказать, судьба развела по времени в сто лет эти две выдающиеся личности: и Суворов, и Гарибальди жили в Таганроге (последнему поставлен памятник), они оба освобождали Верону.
Судьба последнее время не благоволит и нашим межгосударственным отношениям, хотя Россия остается верна договоренностям и сохранению отношений, всегда искренна в помощи нуждающимся. Вспомнить хотя бы беспрецедентную помощь в период пандемии, когда в марте 2020 года в Италию прибыло 15 самолетов ВКС РФ с оборудованием и военными вирусологами. Более 100 населенных пунктов Ломбардии, миллион квадратных метров помещений и 450 тысяч квадратных метров дорог было обработано от вируса русским солдатом. Сколько теплых слов от Премьера Джузеппе Конте в адрес Президента Владимира Путина, сколько внимания от главы МИДа Италии Луиджи Ди Майолично русским спасителям на базе Пратика ди Маре?! И все это было замарано и оболгано в медийном пространстве «деятелями от политики» Евросоюза, но что-то осталось в сердцах.
Италия, разделенная ментально на южную и северную, вдруг стала единой по отношению к испытанной временем истории наших народов. Пока не вся страна и не все ее жители, но сперва – на севере Республики в Риме, а затем – в Вероне, Модене, Парме и Пизе, а теперь еще и на юге, в Калабрии, на улицах появились сотни плакатов с лозунгом «Россия нам не враг», и процесс набирает обороты. Почти одновременно с акцией заместитель премьер-министра Италии и лидер партии «Лига» Маттео Сальвини не только осудил отправку оружия, но и подверг критике саму возможность нанесения ударов по территории России.
Италия просыпается, Италия прозревает, начиная медленный разворот к своим национальным интересам, традициям и ценностям, размытым, если не уничтоженным, в последние годы. Венецианцы и Генуэзцы, подарившие миру смысл и саму систему центра концентрации управления, навсегда оставив красно-белый след в государственной геральдике и вексиллологии, делают первые шаги возвращения субъектности, в том числе и через «Лигу». По заявлениям Маттео Сальвини: «Мы боремся за суверенитет, право выбора, за семью как фундаментальную единицу нашего общества, за возможность для молодежи реализовывать себя… и за социальную справедливость». Думаем, основная борьба за каждое слово лидера партии разгорится в 2025-2027 гг. на фоне хаоса и частичного обрушения Евросоюза, беспорядков и свержения Макрона во Франции, раздела Германии…
Не пора ли Италии (лидерам партии «Лига» и не только для плакатов) вспомнить о настоящем национальном герое Джузеппе Гарибальди, «завещавшем народу свою любовь к свободе и к правде, и свою ненависть ко лжи и тирании»?
А, может, стоит объединить в акции «Россия нам не враг» образы двух героев – Гарибальди и фельдмаршала Суворова, которые разминулись во времени, но вместе сражаясь за независимость Республики, объединили истории наших народов?