Сергей Данильченко: Русская гуманитарная школа
В рамках складывающейся в нашей стране Русской гуманитарной школы по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Тихона вышла в свет объемная монография Сергея Данильченко, доктора исторических наук, профессора, академика Российской академии естествознания (РАЕ), Российской академии естественных наук (РАЕН), Российской академии медико-технических наук (РАМТН), Почетного работника воспитания и просвещения Российской Федерации, заведующего кафедрой «История России и Основы российской государственности» Института общественных наук и международных отношений СевГУ, эксперта ряда образовательных организаций и проектов.
В монографии «Российская государственность: цивилизационно-политологический анализ» раскрыты темы, связанные с современным развитием нашего общества, а также историческими, духовно-нравственными, социокультурными и общественно-философскими традициями народов Российской Федерации, процессом зарождения и формирования нашей единой государственности. Формирование российской государственности связывается как с внешними, так и внутренними факторами, в связи с чем цивилизационно-политологический анализ этого процесса имеет важнейшее познавательное и мировоззренческое значение.
Вместе с тем, автор обращает внимание научно-педагогического сообщества нашей страны на непростую для восприятия сложность заявленных в монографии мировоззренческих задач. Дискуссии вокруг вопроса о национально-государственной идее, в частности о сущностных чертах российской цивилизации, специфике бытования социокультурного феномена «российское государство-цивилизация» в различные эпохи, путях формирования интеллектуально-духовного облика народов Российской Федерации, еще далеки от научного завершения.
В связи с этим особое значение приобретает создание качественных научных изданий по проблемам российской государственности как условие их активной адаптации к новой модели цивилизационного развития, повышения уровня подготовленности к решению государственных задач.
По мнению ученого, сама жизнь ставит перед российским обществом определенные целевые установки.
Во-первых, в условиях специальной военной операции необходимо сфокусировать внимание на включении значительного массива по истории российской государственности, что является важным фактором сохранения государственного суверенитета нашей страны.
Во-вторых, содержание научных исследований должно способствовать формированию национально-государственной идеи России.
В-третьих, необходимо помочь гражданам нашей страны выйти на новый уровень понимания исторических процессов, выработать у них навыки получения, анализа и обобщения исторической информации, формированию устойчивой гражданской позиции, свойственной традиционному российскому патриотизму, способствующих национальной самоидентификации.
Научное изучение проблематики российского государства-цивилизации, по мнению Сергея Леонидовича, направлено на понимание отечественной истории как формы духовного и практического освоения мира, реализуемой в историческом мышлении. Объективное и взвешенное восприятие российской истории является важным фактором сохранения государственного суверенитета нашей страны, изучение отечественной истории способствует формированию национально-государственной идеи России. Необходимо комплексно анализировать все стороны процесса формировании особой цивилизационной парадигмы, в рамках которой рассматриваются вопросы государства, общества, истории, нравственного и патриотического воспитания, национальных корней.
Монография Сергея Данильченко ориентирована на формирование исторически компетентного, самостоятельного, ответственного гражданина нашей Родины, чему будет способствовать ее содержательный материал, проблемные вопросы, изложенные на основе комплексного представления о культурно- историческом и цивилизационном своеобразии России, ее месте в мировом геополитическом пространстве.
Сергей Леонидович уделил особое обращению к советскому прошлому в риторике официальных лиц РФ, парламентских партий, общественных движений и онлайн-групп, выявил риторические стратегии в отношении образа «советского», определил роль отсылок к советскому прошлому в легитимации политики, обозначил место тематики советского прошлого в межпартийной дискуссии и при формировании общественного мнения.
Важно отметить, что автору удалось на конкретно-исторических примерах показать, что история российской государственности тесно связанна с историей других народов, населявших как граничащие с нашей страной, так и отдаленные регионы Азии и Европы. Постоянные миграции степных кочевых племен, перманентное вторжение различных по этническому составу племен и народов вызывало изменение этнического состава славянского населения, издревле обитавшего на этих землях. В результате миграций, завоеваний, ассимиляций, коренное население вступало в широкие межэтнические и социально-культурные контакты с другими народами, что способствовало созданию выдающегося российского культурно-этнического синтеза.
Вместе с тем хотелось бы акцентировать внимание на непростой для восприятия многими нашими соотечественниками сложность заявленных в монографии мировоззренческих задач. Дискуссии вокруг вопроса о национально-государственной идее, в частности о сущностных чертах российской цивилизации, специфике бытования социокультурного феномена «российское государство-цивилизация» в различные эпохи, путях формирования интеллектуально-духовного облика народов Российской Федерации, еще далеки от завершения.
Книга Сергея Данильченко предъявляет к читателю очень высокие требования. Поэтому повышение культурно-образовательного уровня нашего общества является приоритетной государственной задачей. Формирование, обучение и воспитание будущих образованных высококвалифицированных граждан нашей страны зависит, главным образом, от качества используемой научной и учебной литературы. Поэтому важной социально-просветительской функцией Русской гуманитарной школы является формирование исторической эрудиции у российской молодежи, чтобы авторитет носителя исторического знания превышал имеющийся сегодня уровень. А это – серьезная научно-методическая работа, организовать и выполнить которую могут только ведущие ученые нашей страны.
Изучение данной проблематики будет направлено на глубинное понимание отечественной истории как формы духовного и практического освоения мира, реализуемой в историческом мышлении. Объективное и взвешенное восприятие российской истории является важным фактором сохранения государственного суверенитета нашей страны, изучение отечественной истории способствует формированию национально-государственной идеи России. Необходимо комплексно освещать в научной литературе все стороны процесса формировании особой цивилизационной парадигмы, в рамках которой рассматриваются вопросы государства, общества, истории, нравственного и патриотического воспитания, национальных корней.
Изучение основ российской государственности призвано дать каждому гражданину Российской Федерации интеллектуальные средства для решения трудных задач личностного и социального выбора, с которыми он сталкивается в повседневной жизни, что предполагает усиление внимания к формированию умений и навыков гуманитарного мышления, формирования чувства гражданственности и сопричастности к исторической судьбе нашей Родины.
Необходимо помнить, что отечественное образование формировалось и развивалось как государственная система в зависимости от общественно-политических и социально-экономических процессов, происходящих в стране и мире, но при этом всегда сохраняла свою самобытность, фундаментальность и национальноориентированность. В этом и состоит ее цивилизационная уникальность.
Надеюсь, что новая монография Сергея Данильченко станет активной движущей силой процесса формирования национального самосознания, признанием приоритета традиционных российских ценностей, возрастающим интересом всех слоев общества к истории нашей Родины. Это ценно, прежде всего, постоянно растущим осознанием российскими гражданами социокультурного значения истории нашего Отечества, а также стремлением подрастающего поколения к познанию всего культурно-исторического многообразия героической судьбы России.
Автор монографии успешно выполнил свою историко-дидактическую миссию – выявил, собрал, систематизировал, сохранил и предоставил в пользование ныне живущим поколениям все доступные историко-культурные материалы, связанные по содержанию с прошлым, настоящим и будущим нашей Родины.
В целях дальнейшего воспитания подрастающего поколения в духе традиционного российского патриотизма, восполнения пробелов в изучении исторического, культурного и духовного наследия народов России Сергею Леонидовичу необходимо продолжить работу по историческому просвещению, что, безусловно, будет способствовать дальнейшему развитию системы изучения, популяризации российской цивилизации, сохранности культурно-исторического наследия наших предков.
Концепция монографии, предлагаемая автором, как раз и состоит в идее комплексного и систематизированного изучения российской государственности на основе приобщения к нашей тысячелетней цивилизации, истории и культуре народов России.
В данном случае заслуга автора заключается в духовном осознании и творческой ретрансляции цивилизационного значения исторической России и его влиянии на формирование основ патриотического воспитания новых поколений наших граждан.