Андрей Школьников: Последний паладин Арабского мира
В 50-е гг. XX в. земли и народы Ближнего Востока и Магриба вступили разделёнными и зависимыми (см. рисунок). Значительная часть оставалась колониями под властью Британии и Франции, получившие независимость земли стали полуфеодальными монархиями – Египет, Саудовская Аравия, Иордания, Ирак, Йемен, чуть позже Ливия (декабрь 1951 г.). Лишь Сирия и Ливан стали республиками, а Судан оставался совместным владением Британии и Египта. Нет ничего удивительного, что панарабские идеи среди простого населения, военных, интеллектуалов и др. оказались очень популярны, становясь продолжением антиколониальных настроений.
Образ врага в лице Израиля, Британии и Франции, в меньшей степени США, стал явным и четким «они», помогая формировать и кристаллизовать «мы». Привычные для современности государственные границы не были значимы, политические нации отсутствовали, нефтегазовые доходы не превратили страны Персидского залива в избалованных и богатых рантье. Египет был флагманом, самой сильной, влиятельной и перспективной страной региона, на который ориентировались соседние элиты и население.
Даже местные интеллектуалы воспринимали действительность идеализированно, романтично и невежественно, в их представлении догнать передовые страны было не так и сложно, буквально несколько лет, достаточно лишь сбросить колониальное ярмо и установить собственные правила. Нечто подобное в современном мире наблюдается в отношении фантазий о Многополярном мире, своего рода realpolitik с человеческим лицом.
Вокруг нас много людей, что неспособны решить свои простейшие индивидуальные проблемы, но уверенные, что точно знают, как решать вопросы национального и международного масштаба. Нет ничего удивительного, что в малообразованной, архаичной и желающей чуда среде панарабизм стал восприниматься золотой дорогой в светлое будущее.
Будучи реальным лидером, идеологом свержения монархии и установления республики в Египте (1953 г.), Гамаль Насер не стремился к личной власти. В его биографии множество эпизодов, когда интересы страны требовали уступить в личных амбициях, и он делал это. Много лет он потратил на формирование, подбор и воспитание команды среди офицеров, круга единомышленников, стоящих на позициях панарабизма и национального ислама. Однако, каким бы не был гениальный лидер, но без преданной и сильной команды он ничего не сможет сделать в одиночку.
Для примера, в свой первый президентский срок (2017-2020 гг.) Дональд Трамп был вынужден опираться на партийные кадры, многие из которых предали, как только конъюнктура изменилась. Победив в ноябре 2024 г., он начал расставлять на ведущие посты полностью своих людей, кто рискнул быть с ним в сложный период, с кем оказалось не только можно пойти в разведку, но и вернуться из неё. Подобных старался подобрать Гамаль Насер, регулярно ошибаясь и сталкиваясь с дефицитом времени и ресурсов.
Он прекрасно понимал, что для усиления страны / Арабского мира требуется индустриализация, что было невозможно без снижения колониального влияния Британии и Франции на регион. В 1956 г. тогда уже президент Египта пошёл на смелый шаг – национализировал Суэцкий канал. Последнее привело к войне и прекращению функционирования канала до 1960 г., но в итоге стало долгосрочной, стратегической победой. В рамках внутренней политики глава Египта провёл аграрную реформу, массовую национализацию иностранных предприятий, построил Асуанскую плотину (1960-1970 гг.), решив этим энергетический вопрос, создал множество индустриальных предприятий, провел социальные реформы.
Не обладая большими запасами нефти и газа, Египет шёл путём индустриализации, во многом опираясь на СССР, медленнее, чем ждали массы, но значительно быстрее, чем другие крупные страны третьего мира. Проводя активную внешнюю политику, лавируя между западным и советским блоками, исходя из национальных интересов, Гамаль Насер выбирал максимум из возможного. Однако, этого было недостаточно, так как помимо страны, был ещё Арабский мир, большая часть которого смотрела с наивной надеждой, хотела объединиться с Египтом. У населения была мечта о мещанском счастье и величии, а не идеология и готовность к труду и борьбе. С подобной дилеммой после ВОВ столкнулся И.В. Сталин, когда разные страны просили взять их шестнадцатой или семнадцатой республикой в СССР.
Президентом Египта была допущена стратегическая ошибка, несмотря на всё нежелание и сопротивление, он согласился в 1958 г. на объединение с Сирией и учреждение Объединенной Арабской Республики (ОАР), не обладая общей границей и возможностью для формирования унитарного единого государства. В 1960 г. под ударами первого же кризиса, союз распался. Помимо этого, по всему Ближнему Востоку различные революционеры, как правило социалистической и панарабистской направленности, ориентировались на Гамаля Насера, ожидая от него помощи, подставляя и заставляя действовать раньше, чем он был готов.
Важнейшим примером стала гражданская война в Северном Йемене (1962-1970 гг.), начавшаяся после переворота и свержения местного короля, после чего революционеры тут же запросили помощи Египта. Данное противостояние совершенно естественным образом очень сильно подорвало и так слабое доверие между египетской республикой и арабскими монархиями. Последние четко понимали, что для простого населения Гамаль Насер является героем, символом и надеждой, олицетворяя единство Арабского мира и светлое будущее. Монархии начали делать ставку на панисламизм, саботируя общеарабские инициативы и идеи. Противостояние светских властей Каира и исламистского движения «Братья-мусульмане» (запрещённая, террористическая организация), идёт с тех пор, хотя по началу была попытка договориться со стороны властей.
Внешние силы тоже не смотрели спокойно на попытки объединения, первое время давление шло через Багдадский пакт (1955-1979 гг.), в который изначально входили Британия, Турция, Королевство Ирак (до 1959 г.), шахский Иран, Пакистан, при поддержке США. Каждая неудача Египта, в первую очередь в противостоянии с Израилем, использовалась Саудовской Аравией, и стоящими за ней США и Британией, для подрыва концепции общеарабского единства. Элиты арабских стран совсем не хотели объединения, подобно постсоветским республикам, они стремились как можно сильнее разойтись и обособиться.
В настоящее время принципы и идеалы панарабизма основательно подорваны и вытеснены панисламизмом, население привыкло жить по отдельности. Элиты полюбили быть первым парнем на деревне. Сломать данное отношение будет очень непросто, нужна реальная катастрофа и разрушение многих базовых и привычных отношений в общественной сфере, а также яркий, гениальный лидер с командой, стоящий на панарабистских идеалах, пока на это нет даже намека.
И, да, в 1954 г. Гамаль Абдель Насер чудом пережив покушение исламистов, не смог в итоге одержать победу, подорвав этим панарабизм, ведь глядя на него очень многие надеялись и вспыхивали, сжигая себя и ресурсы, раньше времени…