Александр Лазарев наступил на грабли, оставленные Олегом Меньшиковым
Несмотря на то, что театральный сезон практически закончился, но столичные театры продолжает трясти. На этот раз самый большой по размерам и с самой большой сценой в Европе – театр Российской Армии. Здесь уволена часть артистов, цеховиков. Несогласные уже обратились в суд. Что происходит в театре на площади Суворова, разбирался обозреватель «МК» Марина Райкина.
Что известно на данный момент? Уволены 7 актеров: Ксения Таран, Денис Демин, Ольга Герасимова, Кирилл Кириличев, Анна Чижова, Виктория Сычева Никита Мареев и 8 сотрудников других цехов. Еще около 15 актеров подписали уведомления об увольнении, а новый договор с ними дирекция театра Армии пока не заключила, и не факт что заключит. Двое из уволенных – Ксения Таран и Ольга Герасимова – уже подали иски в Мещанский суд.
Чем дело кончится известно – к гадалке ходить не надо. Достаточно посмотреть, например, на подобный опыт театральной жестокости, выдаваемой за профессиональную необходимость, в театре Ермоловой, где худрук Олег Меньшиков в период (прошу обратить внимание) пандемии (!!!) уволил, а если быть юридически точным, не продлил контракт с 23 артистами, которые и без того получали копейки. И вот итог – все обратившиеся в суд восстановлены. Что-что, а трудовой кодекс у нас в стране чтят. И в случае с театром Армии – сомневаться не приходится – сценарий будет таким же.
Тем более, что среди уволенных – мать троих (!!!) детей, то есть многодетная. Актриса Ксения Таран, проработала в армейском театре 21 год. А согласно трудовому кодексу РФ, женщин с тремя и более детьми нельзя увольнять без наличия уважительных причин. Похоже, в театре Армии с трудовым кодексом не очень считаются.
Я связалась с Ксенией Таран, и вот что она рассказала:
– С 2016 по 2021 год, а потом с 2021 и далее договор с нами не переподписывался, а делались только дополнительные соглашения. Но просроченный договор становится бессрочным. Я написала об этом директору Милене Авимской, но мне ответила не она, а ее заместитель Титов – что увольнение было законным, он ссылался на статьи трудового кодекса, и еще добавил: «Что касается творческих кандидатур, все решает теперь главный режиссёр». То есть получается, что во всем происходящем в театре виноват Лазарев.
Александр Лазарев – один из первых артистов Ленкома, продолжатель знаменитой театральной династии, но человек без опыта управления. Творческая личность, совсем не искушенный в административной казуистике, в декабре прошлого года он стал главным режиссером театра Армии. И в своем первом же выступлении в новой должности честно заявил, что, мол, не хочет быть той метлой, которая по-новому метет. «Я не начну свою деятельность в театре с ремонта кабинета и увольнений неинтересных мне артистов, ни в коем случае. Наоборот, я буду стараться максимально использовать возможности и таланты здешней труппы» – в театре Армии и за ее пределами ему истово аплодировали. Но не прошло и нескольких месяцев, как Лазарев подставился. Или подставили? Хочется думать, что второе.
– Ксения, в чем все-таки видите истинную причину вашего увольнения? Формально, ваша биография говорит за вас – 21 год в театре, много играли, до увольнения у вас шесть спектаклей, хотя и с маленькими ролями. В спектакле «Главная роль» играете жену главного героя.
– За 21 год у меня нет ни одного нарекания, один больничный, ни разу не сидела в декрете – а у меня трое детей. Муж (он человек творческий и понимает) всегда говорил: «Выходи», и я работала. Почему нас уволили? Директор театра Милена Авимская решила убрать тех, кто в театре высказывается открыто. Я всегда говорила: «Мы мусор из избы не выносим, не пишем анонимок (а в театре есть такая практика), а все говорим открыто». Мы действительно задавали вопросы нашему руководству – почему несправедливо проводятся кастинги? Потому что у директора есть свои любимчики. А другим невозможно попасть в репертуар, потому что на роли назначает она, а мы на кастинги не допущены. Единственный справедливый кастинг был, когда у нас ставился спектакль «Лавр». Туда как раз попали те, кто давно не играл. И только потому, что режиссер Эдуард Бояков сразу сказал, что сначала хочет видеть всю труппу. Мы не говорили это где-то на стороне, понимая какая обстановка в стране, что идет СВО. И что не время для скандала, а выходит, что руководство театром этим пользовалось. Так же в свое время с подачи Авимской (она тогда была замдиректора) был уволен и наш худрук Борис Морозов.
– А вы не пытались поговорить с Лазаревым?
– Александр Александрович вначале со всеми познакомился. Мы его очень ждали. При первом знакомстве я ему сказала, что артисту рассказывать о себе не надо, что артиста лучше узнать по совместной работе, и он пообещал, что мы встретимся в работе. Узнав об увольнении, мы подошли к нему, но встреча была уже другой. Не знаю, что на него повлияло, но он так холодно сказал, что все решено, и что он нас не видит. Были актёры, которые пытались защитить нас, но их сразу предупредили: «Не лезьте!». Самое интересное, что при этом я была распределена в будущем спектакле «Давным-давно» и в том числе в новую работу самого Лазарева «Роман» по «Мастеру и Маргарите».
Странно, что в данной ситуации отмалчивается и профсоюз театра Армии, но зато активно подключился профсоюз работников культуры Москвы, коллеги по несчастью из Ермоловского. И главное, народная артистка СССР, ведущая актриса театра Российской Армии Людмила Чурсина поддержала уволенных коллег: «Если главный режиссер не видит артистов, то мы ему подарим очки», – довольно жестко и со свойственным ей юмором высказалась Людмила Алексеевна.
Мы будем следить за делом уволенных артистов в театре Армии, и как его руководство усердно осваивает только отрицательный опыт кадровой политики в театре, хотя мы знаем и положительные. То есть человеческие.
Марина Райкина, МК