Философы Новороссии: Григорий Сковорода и русская философия

Григория Саввича Сковороду часто называют первым русским философом. Это спорный вопрос, поскольку развитие философии не позволяет указать какую-то конкретную фигуру в качестве первопроходца, лучшего или наиболее результативного. Деятельность и творчество Сковороды исторически рассматривали через ту или иную призму.
„Любить человечество легче, чем сделать добро родной матери.“ — Григорий Саввич Сковорода
На Украине видят в нём некий пример самобытности украинского мышления. Западники умудряются разглядеть близость с Кантом, современником которого тот был. Критики времён Российской империи придерживались полярных взглядов. Одни находили в нём «достойный для сердец пример», а другие считали вклад в философию незначительным. В какой-то степени правы оба лагеря, поскольку своей философской школы Сковорода не создал. В советские же годы из него пытались сделать народного мыслителя с котомкой за плечами, борца с самодержавием.

Кем же он был в действительности, какой вклад внёс в развитие философской мысли? Сковорода – выходец из малоземельной казаческой семьи. Он смог получить отличное образование, которое во многом связано с самообразованием. Остаётся спорным вопрос о том, учился ли он в Киевской духовной академии, а если учился, то в какой период. Скорее всего, учился, поскольку иначе непонятно, откуда у него вообще взялись бы такие познания. Он не принимает никакого сана, не становится монахом. Не исключено, что в силу своих убеждений. Это видно из произведений. Всё клерикальное он относит к какой-то роли, которая для веры не очень и нужна, а может быть, и вовсе не совместима с верой.
„Мы должны быть благодарны Богу, что он создал мир так, что все простое — правда, а все сложное — неправда.“
— Григорий Саввич Сковорода
Потом он попадает в Европу. Большая часть сведений об этом периоде тоже спорная. Довод о том, что он сам не захотел принимать сан, подтверждает Густав Гесс де Кальве, один из преподавателей Харьковского университета, который упоминал, что Сковорода притворился сумасшедшим, чтобы его отчислили из бурсы. Активное творчество Сковороды начинается после его возвращения из Центральной Европы. Для Переяславской коллегии он пишет сочинение под названием «Руководство о поэзии», текст которого не сохранился, но известно, что вызвал недовольство епископа.
Три мира Сковороды
В чём выражается мировоззрение философа? Он придерживается концепции трёх миров. Макрокосмоса – большого мира, который вмещает в себя всё. Мирка – микрокосмоса, который представляет собой думы человека. И Змия, который олицетворяет Библия, а к ней Сковорода всегда относился неоднозначно. Он ближе к пантеизму, Сенеке и Марку Аврелию. Вполне возможно, что его «Беседа, нареченная двое, о том, что блаженным быть легко» продиктована постулатом Аврелия о том, что не нужны дискуссии о благости, достаточно быть «хорошим человеком», не спрашивая, что это значит.
„Бери вершину и будешь иметь середину.“ — Григорий Саввич Сковорода
Большое место в творчестве Сковороды занимает учение о сродности, которое в чём-то напоминает даосизм. «Сродность» является образом истинной природы, которую и должен познавать каждый. В этом процессе познания не остаётся места сомнениям, а проблема человека и познания истины решается сама по себе. Характерно, что философ всегда признавал наличие каких-то искажений. Так, София у него отображается не только премудростью, но и бестолковщиной. Нет никого, кто не заблуждается.

Не сложилась у Сковороды и миссия преподавателя. Он всегда всё делал не то чтобы по-своему, но в силу своего видения того, как делать нужно. Поэтому пост преподавателя в Харьковском коллегиуме занимал недолго.
Читать произведения Сковороды в наши дни сложно. Это пёстрая смесь терминов, которые давно вышли из обихода, его собственных, заимствований из латыни и греческого. Всё невероятно грамотно, но только с учётом тех языковых традиций, которые давно забыты. Однако чтение выводит сознание за рамки стандартов.
Сковорода: путь странника
Мир Григория Сковороды – это другой мир, состоящий из диалогов, подобных диалогам Платона, даже темы сходные.
Мы сделаем вывод о том, что философ был православным старцем. Эта форма веры, но не сектантства. Внутри православия был мощнейший институт духовности. Люди попроще отпрашивались у барина или столоначальника и шли в Киев на богомолье. Ход беспроигрышный. Как барин мог отказать? Дело-то угодное богу. Так они шли, и в каждой деревне их кормили, а они за то повторяли проповеди так, как их поняли. Сковорода же был особым типом старца. Это не юродивый, но такому многое прощается. Это человек книжный, одарённый, что и философом не назвать, а именно странником. Были такие на Руси и в XVII, и в XVIII веке. Носил с собою он в котомке свои сочинения, чтобы их читать тем помещикам, к которым в гости заходил. А вдруг помещик не станет слушать? На этот случай греческая премудрость и античная система разбавлена была народными и понятными современникам постулатами.
„Мир ловил меня, но не поймал (завещал написать на своей могиле).“ — Григорий Саввич Сковорода
Странник ежечасно занимается самопознанием, а мир большой – его мирок есть. Вот и учит он тому, как идти по жизни, сам при этом учась. Всё это становится циклом разглаголов, а написаны они в форме книжечек и бесед: смысл понятный несут, но и внутренний имеют. В начальной двери к христианскому добронравию так и есть – лишь внешняя форма. А что будет далее, то дорога и укажет.
Краткая биография:
Родился 3 декабря 1722 года в селе Чернухи на Полтавщине в семье малоземельного казака. Начальное образование получил в сельской школе, учился у дьяка скрипача, пел в церкви.
С 1738 года — начал обучение в Киево-Могилянской академии.
С 1742 по 1744 жил в Петербурге, был певцом придворной капеллы, создавал музыку на собственные стихи.
В 1750 году в составе русской миссии Сковорода выезжал за границу и три года путешествовал по Венгрии, Словакии, Польше, посетил Братиславу, Вену, Будапешт; бывал в университетах, слушал лекции знаменитых профессоров, работал в библиотеках, изучал философские труды и, владея многими языками, дискутировал с учеными разных стран.
В 1753 году — вернулся, преподавал поэтику в Переяславском коллегиуме. Писал басни, преподавал древние языки. Сковорода написал учебник по этике.
В 1754 — 1759 годы — жил в селе Коврай на Переяславщине, работая домашним учителем у помещика Степана Томари. Написал значительную часть стихов сборника «Сад божественных песен». Работал преподавателем (сначала поэтики, а впоследствии этики) в Харьковском коллегиуме. Работая учителем в Харькове, латинскими и украинскими стихами написал «Басню Эзопова» (1760), составил две вводные лекции-проповеди к курсу этики.
В течение 1769 — 1774 годов Сковорода написал сборник прозаических басен «Басни харьковские», и «Диалог, или Разговор о древнем мире», а также произведения: «Разговор пяти путников об истинном счастье в жизни» («Разговор дружеский о душевном мире»), «Кольцо», «Разговор, называемый алфавит, или букварь мира».
В 1775 — 1776 годах были написаны произведение «Книжечка, названная Si-lenus Alcibiadis, сиречь Икона Алкивиадська») и «Книжечка о чтении Священного писания, названная Жена Лотова».
В 1785 году Сковорода объединил 30 стихов, написанных в разное время, в сборник «Сад божественных песен».
В 1787 году написал «Благодарного Еродия» и «Убогого Жаворонка», а в 1791-м завершил философское произведение «Диалог. Имя ему — Потоп змеиный».
С 1769-го путешествовал, не обольщаясь различными должностями и чинами. Кроме книг, рукописей, свирели в холщовой сумке и палки, ничего у него больше не было, даже не стремился иметь собственного дома.
В 71 год поэт пешком прошел больше 300 км до Орловщины, где жил его ученик и друг Михаил Ковалинский, чтобы передать ему рукописи своих произведений. А вернувшись, остановился в селе Ивановке, был веселый, разговорчивый, вышел в сад и стал копать яму. «Что это вы делаете, Григорий?» — спросили удивленно друзья. «Да копаю себе могилу, потому что пришло мое время».
Умер 9 ноября 1794 в селе Пан-Ивановка (сейчас Сковородиновка) Золочевского района Харьковской области.