Сергей Данильченко: Государственно-общественная система воспитания российской молодежи как ответственных граждан РФ

Институт общественных наук и международных отношений ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» в течение двух лет в связи с реализацией учебных курсов «История России» и «Основы российской государственности», а также с учетом третьей миссии Университета, осуществляет разработку научно-методического и организационно-методического сопровождения Об этом мы поговорим с Данильченко Сергеем Леонидовичем – доктором исторических наук, профессор, академиком Российской академии естественных наук (РАЕН), академиком Российской академии медико-технических наук (РАМТН), академиком Российской академии естествознания (РАЕ), Почетным работником воспитания и просвещения Российской Федерации, заведующим кафедрой «История России и Основы российской государственности» Института общественных наук и международных отношений Севастопольского государственного университета.
– Сергей Леонидович, что явилось теоретической базой вышеуказанной деятельности?
– Основополагающие положения современного гуманитарного знания
– А какие именно?
– Россия как уникальное государство-цивилизация, особый социокультурный характер нашей цивилизации, государственно образующая роль православия, опора на традиционные духовные ценности.
– Сергей Леонидович, как изучение история нашего Отечества формирует российскую общегражданскую идентичность?
– Представление об историческом прошлом России является основой гражданской идентичности народов Российской Федерации. Единство нации обусловлено не только общностью языка, проживанием на одной территории, но и осознанием общности происхождения, памятью о наиболее ярких событиях, предопределивших развитие страны, о победах и трагедиях, о героях и о выдающихся деятелях, действовавших на ниве укрепления государственности, созидания российской культуры. Сознание общности истории лежит в основе культурно-исторического кода нации, который включает представление о наиболее значимых духовных ценностях и традициях. Чувство сопричастности к общему историческому прошлому обеспечивает единство ныне существующего гражданского общества нашей страны. Оно также способствует сохранению и передаче исторического опыта, накопленного в течение веков, который используется при строительстве настоящего и будущего, тем самым обеспечивается связь множества поколений, и единство страны осознается во всей глубине, не только в пространстве, но и во времени. Этот опыт, хранимый историческим сознанием, однозначно свидетельствует, что залогом успехов и побед всегда была идея единства, которая красной нитью проходит через всю отечественную историю;
– Почему Россия – уникальное государство-цивилизация?
– В диалектическом взаимодействии всемирной истории и отдельно взятой страны важно понимание не только единства исторического процесса всего человечества, но и представление об особенностях исторического пути каждого народа, что, собственно, и составляет суть его культурного кода и ощущения идентичности. В настоящее время в условиях глобальных исторических вызовов, стоящих перед Россией, этот вопрос приобретает особое значение. Речь идет о суверенитете России, о том, что представляет собой наша страница с точки зрения состояния ее как особого социума, отличного от других стран и народов;
– Сергей Леонидович, в чем заключается «всечеловеческий» особый характер российской цивилизации и культуры?
– Обладание обширными пространствами, пребывание в фокусе транзитных международных и даже межцивилизационных коммуникаций обусловило необходимость установления контактов с другими народами, налаживании отношений с ними. В результате в ходе развития российской цивилизации был обретен уникальный опыт взаимодействия и совместного проживания на осваиваемой территории русского и других народов, происходил обмен опытом во всех сферах жизни (в хозяйстве, культуре и быте), взаимное усвоение достижений друг друга. В целом все это поддерживалось политикой Российского государства, нацеленной на сохранение межнационального мира и обеспечение добрососедских контактов. Подобная политика вела к сохранению народов, вошедших в состав России. Многие народы, включая самые малочисленные, не исчезли с этнической карты страны вплоть до настоящего времени. Способность к взаимодействию и сотрудничеству в рамках многоэтничной и поликонфессиональной общности связана с особой открытостью русского народа к глубокому восприятию культуры других народов, заимствованию и усвоению их достижений. Это качество российской цивилизации проявилось и проявляется в неравнодушии к тому, что происходит в мире, стремлении содействовать достижению в нем гармонии и справедливости;
– Какова роль православной веры в истории российской цивилизации?
– Исключительно значимым актом становления российской цивилизации стало восприятие Русью христианской веры, которое произошло более тысячи лет назад. Идеи Евангелия стали той основой, на которой строилась российская цивилизация. Русь вошла в семью христианских народов мира, но при этом сохранила свою самобытность. С тех самых пор Россия остается верна выбору христианству, полученному из Византии, а именно Православию. Это событие стало подлинно цивилизационным выбором, поскольку именно православная вера стала важнейшим духовным качеством русского народа, самым значимым свидетельством его национальной и духовной идентичности на протяжении многих веков. При несомненном единстве основных принципов веры между западным и восточным христианством существуют важные различия догматического, организационного и мировоззренческого характера. Православная вера приобрела важнейшее значение для русского самосознания и идентичности в то время, когда Россия осталась практически единственным суверенным православным государством, оказалась в окружении стран и народов, принадлежавших к другим конфессиям. Историческая роль православия в формировании российской цивилизации, ее культурного кода исключительно важна. Об этом свидетельствует вклад Православной церкви в становление и укрепление российской государственности, служение идее патриотизма и защиты Отечества, и глубокое воздействие на развитие русской мысли, духовной и художественной культуры, которое невозможно переоценить.
– Сергей Леонидович, почему необходимо опираться на традиционные ценности российской цивилизации?
– В результате многовекового развития России как сложного полиэтничного и мультиконфессионального социума на обширном континентальном пространстве, возникла российская цивилизация, которая усвоила и сохранила глубинные свойства русского народа, но развила и приумножила их в рамках общероссийского единства. Это способность к творческому созидательному труду в сложных внешних условиях, стремление к освоению новых территорий, умение наладить отношение с населяющими их народами, готовность к мобилизации всех имеющихся сил и ресурсов, чтобы ответить на возникавшие вызовы и угрозы, способность при этом к единению на основе преодоления социальных межэтнических разногласий, надежда на сильную государственную власть и ее поддержка, патриотизм, готовность к самопожертвованию во имя Отечества, в сфере духовной культуры – поиски путей нравственного самоусовершенствования. Важнейшими характеристиками российской цивилизации являются присущие ей традиционные духовно-нравственные ценности, которые на протяжение веков передаются из поколения в поколение. Приверженность этим ценностям, их защита и забота о сохранении и передаче последующим поколениям – неизбежное условие, свидетельствующее о цивилизационной идентичности общества. В настоящее время они определены на уровне закона и подлежат защите со стороны Российского государства. Указом Президента РФ от 9 ноября 2022 г. утверждены Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, к которым отнесены «…жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России». В совокупности этих качеств нельзя не видеть единства личностного и коллективного начал. На первом месте названы жизнь и достоинство и права человека, но обеспечиваются они при достижении высокого уровня нравственности, укреплении человеческого общежития от семьи до государства, единства народа, верности Отечеству. Основные черты и ценности, присущие российской цивилизации, формировались во взаимосвязи с процессом становления и укрепления государственности. Это обусловило становление России как государства-цивилизации, что свидетельствует о новом уровне развития государства и отражено в Концепции внешней политике Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ 31 марта 2023 г. Это качество фиксирует современное состояние российской государственности, которая в отличие от национального государства или государства-нации вмещает целую цивилизацию, возникшую в результате единства людей, разных по своей этнической, конфессиональной, культурной принадлежности, но сплотившихся на основе общих духовно-нравственных ценностей. Государство-цивилизация является гарантом сбережения этих ценностей и традиций всего российского народа. Об этом прямо сказано в упомянутом выше законе от 9 ноября 2022 года, где речь идет о противодействии деструктивным идеологическим воздействиям, отрицанию российской самобытности, фальсификации исторической правды, другим угрозам цивилизационным основам России. Тем самым российское государство-цивилизация коренным образом отличается от продвигаемой ныне в некоторых странах модели государства-менеджера, суть которого сводится к предоставлению обществу определенных услуг. Государство-цивилизация впрямую берет на себя ответственность за морально-нравственное состояние общества, за сохранение его цивилизационных основ, что становится важным аспектом обеспечения безопасности страны.
– Исходя из Ваших теоретических исследований, что Вы можете предложить в практическом плане?
– Для повышения роли государства и общества в воспитании молодежи нашей страны как ответственных граждан Российской Федерации необходимо:
1. Актуализировать традиционные формы гражданского и патриотического воспитания:
– открытие вузовских и школьных музеев и выставок;
– организация и расширение всех видов краеведческой деятельности;
– поисковые работы;
– туристско-краеведческие программы;
– героико-патриотические акции;
– военно-исторические реконструкции;
– пропаганда спорта и здорового образа жизни;
– акции и системная работа по противодействию религиозному и политическому экстремизму в молодежной среде, воспитание толерантности;
– различные формы профилактики подростковой преступности, наркомании, алкоголизма и курения;
2. Консолидировать усилия всех социальных институтов – вузов, школ, военкоматов, церковных организаций, полиции, ДОСААФ, судебных органов и др. по воспитанию молодежи как ответственных граждан Российской Федерации путем формирования общих планов работы и их реализации;
3. Активно и эффективно взаимодействовать с детско-юношескими и общественными организациями и движениями (например, «Юнармией»), с волонтерскими организациями с целью привлечения студентов и школьников к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах;
4. Активизировать сотрудничество вузов, школы, семьи, научно-педагогического сообщества и молодежи:
– проведение совместных научно-просветительских мероприятий, направленных на понимание гражданственности и гражданской ответственности;
– использование потенциала круглых столов, конференций, научно-педагогических собраний, родительской общественности и обучающихся по вопросам гражданской ответственности и традиционных культурных, духовных и нравственных ценностей российского общества и российского государства-цивилизации;
– включение представителей общественности в образовательный процесс путем предоставления им времени для выступлений как собственно на учебных занятиях, так и во внеурочное время для формирования у студентов и школьников добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности;
5. Формировать и реализовывать просветительские и образовательные программы для родителей студентов и школьников (Родительские университеты), в том числе представлять родителям возможность получить профессиональную консультационную помощь по запросу самих родителей (например, на платформе «ВУЗ (школа) родителям») не только у преподавателей конкретной образовательной организации, но и у квалифицированных работников системы образования РФ, вводить систему тренингов для родителей по вопросам гражданского, патриотического, нравственного воспитания детей и молодежи, для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей;
6. Оказывать всемерную поддержку реальному студенческому и ученическому самоуправлению и повышать роль организаций обучающихся в управлении образовательным процессом;
7. Создать систему комплексного методического сопровождения деятельности преподавателей, участвующих в воспитании у детей и молодежи активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанных на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского государства-цивилизации, в том числе через повышение квалификации (например, ДПОП «Воспитание ответственного гражданина при реализации ФГОС», «Принципы преемственности, добровольности, антропоцентричности и культуросообразности в воспитании ответственного гражданина» и др.), через семинары и тренинги для научения владениями методами психодиагностики по выявлению детей и семей группы социального риска, техникой коррекционной работы в форме индивидуальных консультаций и групповых занятий с обучающимися;
8. Повышать качество преподавания русского языка, литературы, истории России, основ российской государственности, основ традиционных религий и др. для воспитания российской молодежи как ответственных граждан через учебный предмет путем включения воспитательных элементов в содержание предметной и внеурочной деятельности;
9. Направить преподавание всех вузовских и школьных предметов на понимание, а не на заучивание, на формирование самостоятельности, умения отличать объективное от субъективного, способности видеть межпредметные связи и соотносить услышанное с собственным социальным опытом;
10. Сроить воспитательную работу на основе единого подхода к формированию всех трех уровней гражданственности (сознательности и ответственности, гражданской позиции, исполнении человеком обязанностей и реализация прав, которые обусловлены его статусом гражданина);
11. Расширить масштабы образовательной деятельности в сфере воспитания детей и молодежи как ответственных граждан у различных целевых групп, создавая индивидуализированные программы воспитания;
12. Ввести в образовательный процесс (внеаудиторная работа) спецкурсы для студентов и старшеклассников, включающие модули:
– модуль «Гражданская ответственность: понятие, сущность»;
– модуль «Глобальные вызовы и условия развития России в мировом сообществе»;
– модуль «Современные тенденции общественной активности»;
– модуль «Гражданские действия и протестная деятельность»;
– модуль «Воспитание патриотизма как фактор гражданской ответственности»;
– модуль «Ценностно-смысловая установка и ее влияние на мировоззрение человека»;
– модуль «Интернет как идеологическая площадка»;
– модуль «Формирование антитеррористической идеологии как фактор общественной безопасности в современной России»;
– модуль «Информационное противодействие идеологии терроризма и экстремизма»;
– модуль «Интеркультурное взаимодействие»;
– модуль «Межконфессиональная толерантность»;
– модуль «Традиционные нравственные и духовные ценности»;
– модуль «Уникальное российское культурное наследие»;
– модуль «Мотивация, профессиональное самоопределение, самореализация, гражданская ответственность»;
– модуль «Алгоритм формирования жизненного пути» и др.;
13. На постоянной основе готовить информационный продукт на основе единого научно-прикладного направления гражданственности и российской идентичности для вузовского и школьного радиоузла, телецентра, школьной газеты, журнала и др.;
14. Систематически использовать в воспитательной работе контрольно-измерительные материалы, которые позволяют определить степень успешности реализации образовательной деятельности в области воспитания гражданской ответственности у обучающихся в различных мониторингах, анкетированиях и др.