15/07/2024

Андрей Школьников: Тени былой власти и “чистая кровь”. Теория власти

0

Можно выделить шесть базовых типов, оснований, мотивов власти: наказание, вознаграждение, закон, авторитет (уважение), подражание (кумир), информация. Первые три относятся к формальным, вторые к неформальным. Сложные социальные отношения несут элементы нескольких типов. На примере обычного коллектива хорошо видно, что власть руководителя чаще всего основывается не только на должностных инструкциях, возможности поощрять и наказывать, но и на знании информации, личном авторитете, уважении. Основания власти проявляются с различной интенсивностью, а многочисленные конфликты возникают из-за недостаточной силы или противоречия, когда разные типы власти оказываются связаны с разными людьми / структурами.

До отмены сословного деления, влияние и власть аристократии, которые были высшим слоем общества, в основном строилась на привилегированном положении (закон) и доступе к ресурсам государства (наказание, вознаграждение). После изменения статуса, их власть начала стремительно снижаться, даже в самых социально-консервативных обществах. До сих пор можно выделить остаточное влияние и власть аристократии, как социальной группы. Оно основывается на очень ослабленных вариантах закона (традиции), авторитета и кумира. Однако, обращены эти мотивы не к текущим возможностям, а к идеализированным и мифологизированным представлением прошлого, теням и остаткам ушедших периодов и эпох. Как правило, реальные возможности в несколько раз меньше, чем приписываемые по традиции, но «покупать их предлагают» исходя из старых балансов, сильно переплачивая.

Владеющие реальной властью, сильные люди прекрасно понимают расклады и не испытывают пиетета к наследникам артефактов прошлого, как социальной группы, разве что к отдельным представителям, в рамках личных отношений, не более. Наличие сил и ресурсов позволяет «короновать» себя самостоятельно, в рамках существующих законов и балансов, не обращаясь к теням прошлого, чья помощь имеет завышенную цену.

По мере ослабления личной власти и/или передачи её более слабым наследникам и преемникам, возникает запрос на дополнительную легитимацию, опору, вот тут и возникает интерес к теням. Происходит обращение за поддержкой к «консенсусу слабых», которые уже больше не способны к самостоятельной борьбе, но ещё обладают некоторыми ресурсами и/или их видимостью. Схожие принципы справедливы в отношении «древней», «чистой» крови, что характерно для многих архаичных народов. Существуют отдельные роды, кланы и племена, проживающие на исторической, малой родине, пользующиеся уважением в силу «власти традиции».

Примером последнего могут служить местные, коренные роды и племена Йемена, что ведут свою историю со времён Сабейского царства (XII в. до н.э.– III вв. н.э.), территории произрастания деревьев, с которых собирают ладан и смирну, как раз земли хуситов. Жены из этих родов («чистая кровь», без примесей других народов) – показатель статуса в Арабском мире. Это не делает йеменских хуситов неподсудными, но накладывает отпечаток, что нужно учитывать.

Основная ошибка при обращении к «тени прошлой власти» – оно происходит в момент слабости, из-за чего выставляется завышенная цена. Рецепт прост – разговор надо вести заранее, жестко показывая текущее место и положение, или не вести дел вообще. Данный принцип справедлив в отношении любых попыток искать помощи и поддержки у наследников или очень давно ушедших на покой «сильных мира сего». Однако, есть важный нюанс, который делает задачу во много раз сложнее – «серые кардиналы» и их советники, т.е. реально обладающие властью люди, что производят вид ушедших на покой. Общий рецепт – смотрите не на слова и блеск прошлого, а на текущие, малозаметные дела и проекты.

И, да, отдельная история про «наместников на земле», «мандаты неба» и прочие мистические, именно мистические, а не метафизические, основания, они также сводятся к шести основам власти, с точностью до эпохи…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *